План мероприятий проекта «Родительского университета»
УО «Новомышский государственный аграрный колледж»
на 2025/2026 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
- Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- создание в популярных социальных сетях Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
- Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
-гражданское: о путях развития образования, колледжа.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
- Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество с колледжем в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагога-психолога, педагога социального, воспитателя и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
дистанционные (вебинары, форумы, online консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте колледжа, работа по телефонной линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
на 2025/2026 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Рекоменд. форма пр. |
Ответственные |
||
1 |
1 курс |
|||||
1.1 |
Тема 1. Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
Сентябрь-октябрь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп
|
||
Родительское собрание «Типичные проблемы в молодежной среде. Ответственность законных представителей за поведение несовершеннолетних детей» |
Сентябрь |
общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
|||
1.2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
Ноябрь-декабрь |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп |
||
Родительское собрание «Проступки и их последствия. Взаимодействие колледжа и семьи по профилактике противоправного поведения» |
Декабрь |
общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
|||
1.3 |
Тема 3. Как помочь подростку обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи подростка. Пути преодоления застенчивости и неуверенности несовершеннолетнего дома и в колледже |
Январь-февраль |
круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп |
||
1.4 |
Тема 4. Отчимы и мачехи. Особенности сложносочинённой семьи Проблема отношений в повторном браке. Особенности адаптации детей к отчиму, мачехе. Общие правила поведения для предотвращения конфликтов |
Март-апрель |
дискуссия/ психологический тренинг, вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп |
||
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни в колледже и семье» |
Март |
Общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
|||
1.5 |
Тема 5. Друзья и сверстники Ведущие факторы формирования социального «Я» человека. Подверженность влиянию сверстников. Рекомендации родителям |
Май-июнь |
лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп |
||
|
Родительское собрание «Семья и колледж. Итоги сотрудничества. Организация летнего отдыха и досуга несовершеннолетниих. Безопасность обучающихся» |
Июнь |
Общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
||
2 |
2-3 курс |
|||||
2.1 |
Тема 1. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Развитие отклонений в поведении ребенка (воровство, бродяжничество и пр.). Стили общения в семье |
Сентябрь-октябрь |
семинар-практикум/ форум/ вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп
|
||
Родительское собрание «Типичные проблемы в молодежной среде. Ответственность законных представителей за поведение несовершеннолетних детей» |
Октябрь |
общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
|||
2.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Ноябрь-декабрь |
конференция/ беседа/ практикум |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп |
||
|
Родительское собрание «Проступки и их последствия. Взаимодействие колледжа и семьи по профилактике противоправного поведения» |
Декабрь |
общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
||
2.3 |
Тема 3. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь несовершеннолетнему справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки учащихся к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Январь-февраль |
семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп
|
||
|
Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни в колледже и семье» |
Март
|
Общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
||
|
Тема 4. Семья и колледж – партнёры в обучении и воспитании молодёжи 1. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения у учащихся. 2.Наркомания, курение, алкоголизм в молодёжной среде и её последствия. Главное – вовремя заметить и предупредить! Где получить помощь? 3. Ответственность родителей за недостаточный контроль над времяпрепровождением несовершеннолетних и осведомление с последствиями, связанными с физическим и психическим насилием (половая неприкосновенность). 4. Повышение цифровой грамотности населения. 5. Безопасность на каждый день (профилактика ДТП, пожарной безопасности, правила поведения вблизи водоёмов в весенне-летний период) |
Апрель-июнь |
семинар-практикум/ форум/ вебинар |
Педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель, кураторы учебных групп
|
||
|
Родительское собрание «Семья и колледж. Итоги сотрудничества. Организация летнего отдыха и досуга несовершеннолетниих. Безопасность обучающихся» |
Июнь |
Общее; по учебным группам |
Руководство УО, кураторы учебных групп |
Заместитель директора С.М. Васьковская
по учебно-воспитательной работе