Стоп! Наркотик!

Методические рекомендации по профилактике употребления наркотических, токсических веществ, спайса.

Ответственность в Республике Беларусь за незаконный оборот наркотических средств.

Памятка для родителей по предотвращению наркотической зависимости у подростков.

Скажи наркотикам "НЕТ"!

 Мир наркоманов сегодня приблизился к каждому из нас. Все чаще мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях знакомых, виной которых стали наркотики.  Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – «молодое лицо». Основное число людей, потребляющих наркотики. Сейчас составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

 

Наркотики – не просто вещества, наносящие вред здоровью. Они стремительно и необратимо разрушают организм и личность человека. Потребление наркотиков, став частью молодежного досуга, увлечений, захватывает все новые клубы, учебные заведения, дворы.

Решение проблемы наркомании сегодня является одной из наиболее актуальных, как для здравоохранения, так и для общества в целом. И хотя сейчас уже используется немало медикаментозных программ избавления от наркотической зависимости, это не решает целого ряда проблем совсем не медицинского, а социального характера, значимость которых возрастает с каждым днем.

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций.

 

 Каковы причины наркомании?

Одной из главных причин, приводящим к наркомании в среде подростков является недостаток любви и внимания со стороны самых близких людей. Для других употребление наркотиков – это эксперимент над своим сознанием, попытка расширить его за границы рационального. Этой мотивацией обычно пользуется интеллектуальная молодежь, они довольно образованы, изучают специфическую, психоделическую литературу, принимают все доступные им меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости. На первый взгляд ситуация не представляет опасности, однако такое поведение  можно сравнить с прыжком с парашютом без всякой подготовки, когда  нет никакой гарантии, что этот парашют раскроется. Еще одна причина – банальное любопытство.  Надо отметить, что зачастую наркоманами становятся  слабохарактерные люди, восприимчивые к внешнему давлению. Случается, что в кругу друзей таких людей уже есть наркоманы. Общаясь с ними иногда трудно противостоять их давлению. Надо обладать стойким характером, чтобы выдержать их натиск.

Причиной употребления наркотиков  может быть бунтарство, которое является формой протеста против тех ценностей, которые исповедует общество и семья, особенно, если учесть молодой возраст людей, подверженных этой пагубной страсти. Действуя импульсивно, подростки, прежде чем подумать, совершают поступок, чаще всего неправильный. Они не желают выполнять какие - либо обязанности, во всем ищут удовольствие. Не обладая чувством ответственности, они зачастую вступают в конфликт с теми, кто обладает властью над ними. У многих подростков также наблюдается полное отсутствие интереса к каким - либо занятиям, событиям и другим вещам. Они равнодушно относятся к занятиям в школе и обычно не имеют никаких увлечений. У них нет интереса к будущим событиям, любые личные достижения не представляют для никакой ценности.

Еще одним «поводом» для употребления наркотиков могут выступать серьезные внутренние конфликты, проблемы социализации. Ряд симптомов весьма характерны тем личностям, у кого очень низкая самооценка, кто считает других лучше себя. Ими преобладает ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревоги, скуки, неуверенности себе, полная депрессия. Они чувствуют себя несчастными дома, им присуща отчужденность и изоляция семье, в отношениях со сверстниками. В таких случаях человек остро нуждается в дополнительном "обезболивании". Но как показывает практика многие убегают в "замены " и замыкаются в неподвижном и иллюзорном мире, который они создали вокруг себя.

Для некоторых наркотики  - средство борьбы с депрессией. Находясь в состоянии эмоциональных трудностей, многие считают, что употребив наркотики или алкоголь, можно избежать состояния глубокой депрессии. Но обычно алкоголь и наркотики приносят лишь временное облегчение.

Все приведенные выше свойства личностей довольно типичны, но не являются причиной для того, чтобы пристраститься к употреблению алкоголя и наркотических средств.

 

Последствия наркомании

Последствия употребления наркотиков можно разделить на 3 группымедицинские, психические и социальные. 

Рассмотрим эти группы подробнее. К медицинским последствиям относятся:

  • Депрессия– состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.
  • Передозировка– нередкая ситуация в жизни наркомана, особенно при использовании средств и сырья, активность которых выше, чем у тех, что обычно им употреблялись. При передозировке возможна: потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности – все это требует экстренной медицинской помощи. Следствием передозировки часто является летальный исход.
  • Судороги– одно из проявлений абстинентного синдрома, возникающего в период воздержания от введения наркотика. Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечно-сосудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца.

Часто у больных наркоманиями отмечаются осложнения и инфекции вследствие нарушений правил асептики при введении наркотиков.

  • Воспаления вен– следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов. Воспаление вен  в свою очередь может привести к серьезному осложнению – заражению крови.
  • Гепатиты парентеральные– воспалительные заболевания печени – очень распространены среди наркоманов. Они вызываются вирусами, который передается от одного наркомана другому через зараженные иглы.
  • СПИД. В период «ломки» и непреодолимого влечения к наркотику все мысли и действия человека направлены на немедленное получение дозы в любых условиях, в любом шприце и любой иглой – отсюда опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

 

Психические последствия:

  • Привыкание– отличительный признак наркомании как болезни. Постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать, формируется психическая зависимость.
  • Страхи. У наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным, страх за свое здоровье, из-за своих долгов и т.д. Страхи и депрессия – наиболее частые причины срывов в этот период.
  • Высокий суицидальный риск.Страхи, депрессии, «ломки» - и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании, изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство. 

 

Социальные последствия:

  • Домашние скандалы, потеря друзей: человек, употребляющий наркотики, вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них. Чем больше стаж употребления наркотиков, тем уже становится круг общения.
  • Криминогенность(со всеми вытекающими последствиями: побои, аресты…) больных наркоманиями обусловлена несколькими факторами: потребностью в деньгах для покупки наркотиков, вынужденной связью с торговцами наркотиками (что само по себе является противоправным действием), изменениями личности с характерным морально-этическим снижением. Кроме того, наркоманы могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.

 

Как выявить  наркомана?

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости не абсолютны, но часто помогают в определении лиц, употребляющих наркотики. Наружность их не бывает совершенно ужасной. Если ориентироваться на внешние признаки, следует помнить, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем. 

Каковы же эти признаки:

-длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки; неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения; отрешенный взгляд; часто - неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»; осанка чаще сутулая; невнятная, «растянутая» речь; неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта; явное стремление избегать встреч с представителями властей; раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы;

-следы от уколов. Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

Иногда общие для всех наркотиков признаки считают «вполне нормальным для подростка поведением», хотя это не совсем так. Вот они:

-нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями), сопровождающаяся учащением и увеличением времени «гуляний», у него падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби), родители узнают о прогулах школьных занятий), снижается успеваемость;

-увеличиваются финансовые запросы, и подросток активно ищет пути их удовлетворения (начинают пропадать деньги из родительских кошельков и ценные вещи из дома);

-появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным (разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении); настроение меняется по непонятным причинам (очень быстро и часто не соответствует ситуации).

Детские шалости

Изображение

В рамках республиканской акции «Каникулы без дыма и огня» Барановичские спасатели предостерегают. Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, зачастую такие пожары происходят из-за отсутствия у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточного контроля за их поведением со стороны взрослых.

20.07.2020 года в 19-15 в Ивацевичском районе, в аг. Святая Воля, ул. Шоссейная произошел пожар в хозяйственном строении. Когда спасатели прибыли на место пожара, кровля хозяйственного строения была охвачена огнем. В результате пожара огнём повреждена кровля, перекрытие на площади 28 кв. м.

Как выяснилось, мальчик 2009 года рождения вблизи надворной постройки играл на улице со спичками – поджигал мусор. Окончив играть, он предпринял попытку потушить огонь (затоптал пламя), после чего вернулся в дом. Спустя некоторое время мальчик опять вышел во двор и увидел, что мусор, который он поджигал ранее, вновь загорелся. Ребенок предпринял попытку потушить пламя с помощью воды, затем снова вернулся в дом. Когда вечером мальчик вышел во двор встречать маму с работы, то происходило горение и мусора, и хозяйственной постройки.

02.08.2020 года в 19-07 в г. Брест, ул. Адамковская произошел пожар на седьмом этаже девятиэтажного многоквартирного жилого дома, в однокомнатной квартире пенсионерки, у которой гостит на каникулах внук. Огнем поврежден диван. Рассматриваемая версия причины возникновения пожара – детская шалость с огнем.

03.08.2020 года в 17-05 в Ганцевичском районе, в д. Борки произошел пожар в деревянном сарае. В результате пожара огнем уничтожена кровля, перекрытие, повреждены стены. Рассматриваемая версия причины возникновения пожара - детская шалость с огнем со стороны внука хозяйки, 2004 г.р., учащегося колледжа.

03.08.2020 года в 18-06 в Пружанском районе, д. Броды произошел пожар в деревянном хозяйственном строении. В результате пожара огнем строение уничтожено. Рассматриваемая версия причины возникновения пожара – детская шалость с огнем со стороны сына хозяйки, 2012 г.р., учащегося 2-го класса.

Чтобы предотвратить детскую шалость с огнем:
- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах;
- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи;
- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться;
- не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации;
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб и объясните ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

И самое главное, ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра!

 



Профилактика суицидоопасного поведения среди подростков.
Памятка для родителей.

Профилактика депрессий у подростков является важной составляющей профилактики суицидоопасного поведения. Помогите ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?

 

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить на выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, попугая или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизировать ребенка и настроить на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – это психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые Вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту или обратиться за помощью по «Телефонам доверия».

ОДИНОЧЕСТВО

Если ты одинок — подумай, что можно сделать, чтобы это исправить.

• Помечтай, поразмысли, как ты реализуешь свои мечты.
• Найди среди своих знакомых, друзей, близких и приятелей хороших людей. Подумай об их жизни. О твоих отношениях с ними.
• Не пугайся, когда остаешься один на один с собой — это необходимо, чтобы повзрослеть.
• Подумай, есть ли такие люди в твоем окружении, с которыми ты не общаешься. Почему?
• Оставаясь наедине с собой, не придумывай себе занятие, а поразмышляй, почитай.
• Каждый человек иногда испытывает чудовищное одиночество. Тебе кажется, что ты один такой на целом свете, но это не так. Рядом обязательно кто-то есть кто тебя любит, только его надо заметить.
• Помни, что человек, который испытывает чувство одиночества, забывает о том, что его окружают люди. Сделай что-либо приятное для родителей, друзей, сестры или брата. Это поможет сблизиться с ними, наладить контакт. Помогай, и помогут тебе!

Профилактика суицидоопасного поведения среди подростков.



I.Что необходимо ЗНАТЬ!



Самоубийство в словаре С.И. Ожегова трактуется как «сознательное, самостоятельное лишение себя жизни». Суицидальное поведение объединяет в себе различные проявления: мысли о смерти, высказывание намерений уйти от жизни, разработка плана действий, добывание средств и выполнение замысла.

Факторы, влияющие на суицид:
1. Семейная обстановка.
2. Психические заболевания.
3. Уровень жизни и материального положения (чаще людьми с низким уровнем жизни).
4. Перенесенное физическое и сексуальное насилие.
5. Предшествующая собственная суицидальная попытка или присутствие самоубийц среди родственников или кумиров.

Мотивы, побуждающие подростков совершать суицид:
1. Возникновение острого непонимания родителями проблем подростка (незнание ими возрастной психологии, наличие унижения подростка в семье, возникновение эмоциональных барьеров в общении диады подросток-родитель).
2. Конфликты в лицее со сверстниками или учителями.
3. Неразделенная любовь.
4. Чувство собственной неполноценности.

II. На что нужно ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!



Признаки предсуицидального поведения у подростков:
1. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
2. Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
3. Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
4. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
5. Подросток прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
6. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

При попытке наладить контакт с подростком, у которого выявлены признаки предсуицидального поведения НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ фраз следующих шаблонов:
1. «Все дети, как дети, а ты …»;
2. «Где уж мне тебя понять!»;
3. «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
4. «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
5. «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
6. «Ну и что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
7. «Не получается – значит, не старался!»;
8. «Сам виноват…не жалуйся…..в этом только твоя вина…».

ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖИТЕ ЕМУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
1. «Мне кажется, что с тобой что-то происходит. Давай поговорим об этом».
2. «Я заметил, что ты подавлен (на). Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, что у тебя за проблемы, уверен, мы найдем способ как их можно разрешить».
3. «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом».
4. «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, на которые надо обратить особое внимание:
1. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
2. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
3. Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
4. Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
5. Неразделенная любовь или разрыв романтических отношений.
6. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
7. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
8. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ в профилактике суицидоопасного поведения среди учащихся.

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
 Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще подростку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.).
 Поддерживайте самостоятельные устремления подростка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать.
Причинами суицидов среди подростков часто бывают нарушения межличностных отношений в ВУЗе, ССУЗе, лицее, школе и т.д.. Необходимо формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.) Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Педагоги могут сделать следующее:
1. вселять у учащихся уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду.
2. проявлять сочувствие и понимание.
3. осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ чей ребенок попал в кризисную ситуацию:


1. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка.
2. Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.
3. Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
4. Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться.
5. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
6. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
7. Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
9. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
10. Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.
11. Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.

 

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»
(ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»
(ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

г.Минск
- для взрослых 8-017-290-44-44, 8-017-290-43-70
- для детей и подростков 8-017-263-03-03
-круглосуточная кризисная линия Минского городского центра социальной помощи семье и детям: 8-017-317-32-32, 8-017-318-32-32

г. Брест
8-0162-25-57-27, 170

г. Барановичи
- Барановичский психоневрологический диспансер 8-0163-40-28-31
(пн-пт 13.00 – 20.00)
- специалисты социально-педагогического центра Барановичского района
8-0163-65-20-62 (пн-пт 08.00 – 20.00)
-центр дружественного отношения к подросткам «Контакт»
УЗ «Барановичская детская городская больница», ул. Чкалова, 2
8-0163-42-20-68 (психолог),
8-0163-42-24-95 (заведующий отделением, педиатр)

«Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-16-11»
Будьте внимательны к Вашим детям!!! 

Служба СППС

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

  1. Правила конструктивного общения и безопасного поведения для подростков (скачать).
  2. Первая помощь в острой стрессовой ситуации (скачать).
  3. Игромания - баловство или болезнь! (скачать).
  4. Правила поведения на железной дороге (скачать).
  5. Правила водосбережения (скачать).
  6. Правила энергосбережения (скачать).
  7. Правила электросбережения (скачать).
  8. Правила теплосбережения (скачать).

Памятка родителям по профилактике суицида.

Будьте бдительны!
Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде "никто и не мог предположить" означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа "все надоело", "ненавижу всех и себя", "пора положить всему конец", "когда все это кончится", "так жить невозможно", вопросы "а что бы ты делал, если бы меня не стало?", рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

 

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

 

 

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить "Какая причина" и "Какова цель" совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам. Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!





Если Вы слышите Обязательно скажите Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит.
Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…
да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно
и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен.
Иногда мы все так чувствуем себя.
Давай обсудим, какие у нас проблемы,
как их можно разрешить»

«Подумай о тех,
кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше
без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас.
Меня беспокоит твое настроение.
Поговорим об этом»

«Не говори глупостей.
Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь.
Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил
ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину.
Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь?
Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда
ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил.
Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается –
значит, не старался!»


Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду,
следующие советы помогут изменить ситуацию.

 

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

 

 

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря "пойди и сделай это";
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: "Ты так чувствуешь себя, потому, что...";
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: "Ты не можешь убить себя, потому что...;
  • делайте все от вас зависящее.

 

 

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»
(ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ»
(ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ)

г.Минск
- для взрослых 8-017-290-44-44, 8-017-290-43-70
- для детей и подростков 8-017-263-03-03
-круглосуточная кризисная линия Минского городского центра социальной помощи семье и детям: 8-017-317-32-32, 8-017-318-32-32

г. Брест
8-0162-25-57-27, 170

г. Барановичи
- Барановичский психоневрологический диспансер 8-0163-40-28-31
(пн-пт 13.00 – 20.00)
- специалисты социально-педагогического центра Барановичского района
8-0163-65-20-62 (пн-пт 08.00 – 20.00)
-центр дружественного отношения к подросткам «Контакт»
УЗ «Барановичская детская городская больница», ул. Чкалова, 2
8-0163-42-20-68 (психолог),
8-0163-42-24-95 (заведующий отделением, педиатр)

«Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-16-11»
Будьте внимательны к Вашим детям!!! 

Служба СППС